| |||
Досуг КМВ |
камерный драматический театр
Назначение любого театра не в том, чтобы развлекать или печалить…Низкий театр способен лишь развлекать, а подлинный возвышает зрителя, и отрывает его от земли… Мишель де Гельдерод Седьмой год работает Камерный драматический театр, в стенах Государственной филармонии на Кавказских Минеральных водах. Дважды в месяц спектакли этого театра проходят на сцене знаменитейшего зала им.В.И.Сафонова, что в Кисловодске, дважды в зале им Ф.И.Шаляпина в Ессентуках, в Лермонтовской галерее, Железноводском ГДК…География выступлений артистов этого маленького (оттого и Камерного) театра, довольно обширна. Их знают и любят и в школах городов-курортов. Мы беседуем с основателями театра - Ниной и Юрием Богановыми. ВОПРОС: Филармония для большинства людей ассоциируется, прежде всего, с музыкой – симфонический оркестр, камерный оркестр, органная музыка и т.д. Почему театр? Ю.БОГАНОВ – Вопрос несколько не по адресу. Политика филармонии – это, прежде всего ее Генеральный директор. В конце 1999 года мы с Ниной просто приняли предложение Владимира Стефановича Бережного и, закрыв свой театр, перешли под опеку Государства Российского. Содержать свой театр в России можно, но… либо имея хорошее наследство, либо хороших спонсоров. Ни того, ни другого у нас на тот момент не было… и, слава Богу! ВОПРОС: Стало быть, вы не седьмой год, как говорят, «на театре»? ОТВЕТ: Нет, конечно. Начиналось все в Пятигорске на улице Дзержинского 41. Был там мрачный подвальчик – андеграунд, своего рода. « Экспериментальный театр Виктора Собчака». Мы корнями оттуда. Я с 1990 года, Нина и того раньше…Тогда театры-студии были модой. Только в Пятигорске их насчитывалось, кажется 5. Так что, если угодно, мы студийцы. ВОПРОС: …А стало быть, любители? ОТВЕТ: Если вы имеете в виду театральное образование, то оно у нас есть. И спасибо за это тому же Виктору Собчаку. Осенью 1990 года он весь театр вывез в Москву, где его мастер – Илья Рутберг набирал себе экспериментальный курс. Почти весь театр поступил на этот курс и успешно его закончил. Понятие о системе Станиславского имеем. ВОПРОС: «Экспериментальный театр», «экспериментальный курс»…это мода на слово? Н.БОГАНОВА: Это, скорее, веяние времени. Начало 90-х… Кажется, тогда все было экспериментальным… ВОПРОС: А теперь?...Эксперименты закончились?.. ОТВЕТ: Время «слепых котят», в основном, прошло. Уже сложилось определенное понимание того, что ты делаешь, зачем и для кого. Хотя для экспериментов место и есть, но времени, к сожалению, на них не хватает. ВОПРОС: То есть у театра есть, как говорят, свое направление, свое кредо? ОТВЕТ: Оно, скорее, еще формируется. Но основные принципы уже сложились. Нам очень симпатичны опыты «грустных клоунов», какими были Енгибаров, например, каким есть Полунин. Смех сквозь слезы или слезы сквозь смех…Где-то рядом…А вообще, театру интересен человек, маленький заурядный, но, как говорят, со своими «тараканами». ВОПРОС: В вашей труппе 6 человек. Не маловато ли для театра? Ю.БОГАНОВ: Зато нет интриг, косых взглядов и прочей мышиной возни. Это очень отвлекает. А так – каждый на своем месте. И многие вопросы мы решаем коллегиально. У нас не существует двух мнений, где одно - мое, а другое – неправильное. ВОПРОС: Можно немного подробнее о труппе? ОТВЕТ: С удовольствием. Заслуженный артист Грузии Михаил Нерясов – это наша «мудрость». Человек, более 30-ти лет отдавший служению театру. Невероятно творческая натура. Ольга Колчева – это «боль» наша. Она болеет и переживает за всех. Разносторонняя и разноплановая актриса. Юрий Маяцкий – если и давать какой-то эпитет, то ему больше всего подошел бы, наверное, «совесть». И, наконец, Леночка Елисеева – она у нас относительно недавно, поэтому она «надежда». Она закончила Рязанскую театральную академию. Факультет режиссуры… Вы знаете, вот так, коротко, об этих людях не расскажешь. Каждый из них очень интересная и неординарная личность. Давайте откроем у вас рубрику «Актеры КМВ».Это будет интересно и зрителям и коллегам…Тем более, что в нашем регионе есть о ком рассказать. ВОПРОС: Мы подумаем над вашим предложением. Говоря о направлении в театре…Смех сквозь слёзы…Это значит, что ваши взоры обращены к комедии? Н.БОГАНОВА: Не просто к комедии, вернее сказать к комедии, но не пустой. Мы всё-таки хотим, чтобы люди понимали, над чем они смеются. Выбор пьес – это очень кропотливое занятие. Отсутствие хорошей драматургии – это болезнь не только нашего театра, это проблема времени. Мы не один час проводим в Интернете, перелопачиваем массу драматургических журналов, прежде, чем остановить свой выбор на той или иной пьесе. ВОПРОС: А не пробовали ставить классику? ОТВЕТ: Пробовали. «Ромео и Джульетту» … на пятерых. ВОПРОС: Ну и как? ОТВЕТ: Потрясающе. Но все-таки осталось такое ощущение, что если бы старик Шекспир поднялся, он был бы недоволен, мягко говоря. ВОПРОС: Тени не преследуют? ОТВЕТ: Тьфу, тьфу, тьфу! ВОПРОС: Давайте теперь поговорим о репертуаре. Что есть, что будет? Ю.БОГАНОВ: Давайте поговорим о том, что есть. О том, что будет, давайте будем говорить, когда оно будет, простите за словоблудие. Это просто из-за суеверия, если хотите. Не раскрывая карт, скажу, что в конце этого сезона ожидается одна премьера, и в начале следующего – другая. Проекты очень интересные, на наш взгляд, и заслуживают всяческого внимания, как со стороны зрителей, так и со стороны вашего брата – прессы. Что же касается идущих спектаклей – это «Муж оптом и в розницу» по пьесе Михаила Задорнова «Последняя попытка» и «Пикантные тайны маленького Парижа» французских авторов Жан Жака Бриккера и Мориса Ласега по пьесе «Мужской род, единственное число».Это для зрителей постарше. А для поколения, которое я называю «компьютерным» есть и «стрелялки», и «гонялки» и «стратегии»; «Сказ о Несмеяне и конюхе Иване», «Подарки феи Долорес», «По-щучьему велению…». Говоря о детском репертуаре, необходимо сказать, что уже год в филармонии на КМВ работает музыкально-драматический ТЮЗ. Первый спектакль ТЮЗа «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака был поставлен с солистами Госфилармонии Татьяной Гороховой, Василием Черкасовым, Натальей Мамонтовой, Татьяной Золочевской, но работа ТЮЗа заслуживает отдельного разговора, мне кажется. Что же до спектаклей Камерного театра, то афиши висят, площадки всегда готовы принять своего зрителя, так что с открытой душой к вам - милости просим!.. Автор статьи не ставил своей целью подробный критический разбор спектаклей Камерного драматического театра, и уж, упаси Господи, ковыряние в личной жизни актеров и коллектива в целом. Каждый зритель вынесет из зала что то свое и оставит в подарок актерам свои аплодисменты. Лично я желаю Камерному драматическому театру всяческих успехов в служении капризной Мельпомене. |
Досуг КМВ |
МИХАИЛ НЕРЯСОВ
Заслуженный артист Грузии Театр – удивительное явление в жизни человека. Способность представлять, становиться другим, не похожим на себя, жить умом, душой и сердцем совершенно чуждого тебе человека и быть правдивым в образе, заданном драматургом и пропущенным через призму личных мироощущений,- это ли не чудо актерского перевоплощения. Способность можно развить до совершенства, техника игры может быть блестящей, но не холодный расчет и разум ломает стену между залом и площадкой, а внутренний свет, рожденный душой и сердцем,- то, что называется «данные богом». Те, кто на творческих встречах рассказывает о своей «кухне» при работе над образом, как правило – «технарь». Истинный артист на вопрос: «Как вы это делаете?», ответит «Не знаю» Все, что происходит с артистом в спектакле, вынашивается неделями, месяцами, зачастую в дороге. Мысль не перестает биться ни днем, ни ночью. Даже сны иногда приносят открытия. Работа не прекращается и после выпуска спектакля. Интуиция подсказывает новые решения той или иной сцены и или… даже малюсенького эпизода. Все это объяснить словами не представляется возможным. Это и есть та «кухня», которую проживает артист, создавая с режиссером образ того или иного героя, или антигероя, молчаливая, тревожно-радостная, трепетная. Кому обо всем этом расскажешь? Можно лишь показать, представить. Тбилисский русский театр Юного Зрителя имени Когановича под руководством Н.Я.Маршака – театр моего детства, где работала в маленьком оркестре моя мать, где в 1941 году прямо на сцене скончался мой отец – блестящий актер, любимец публики и всего коллектива; театр, в котором начинали свою творческую деятельность Г. Товстоногов и Евг. Лебедев; театр, в котором выросло не одно поколение замечательных актеров, о каждом из которых можно писать отдельную книгу. ТЮЗ им. Ленинского комсомола – театр моей юности и зрелости. Куда я после службы в армии, в 1966 году, вернулся, как в свой дом, ибо параллельно учебе в Пединституте им. Пушкина, окончил студию при театре, где (теперь это смешно) мне посоветовали никогда не быть артистом. И все же я им стал, пройдя пости 40-летний путь от маленьких эпизодических ролей до главных ТЮЗ им.Думбадзе – последний этап жизни русского драматического театра в Грузии, самый тяжелый, даже трагический, ибо для всех нас эта «смерть» стала окончательным поворотом в решении уехать на историческую родину, чтобы выжить и быть еще хоть немного ей полезной. 2000-й год и стал этим поворотным событием. Конечно же, память хранит все лучшее, что было связано с этим театром, с замечательными людьми, с которыми довелось работать, с актерами и режиссерами. Наиболее яркими воспоминания связаны с режиссером В. Н. Вольгустом, который открыл мне дорогу в потрясающий мир сказок, и режиссером Г. Кития, во всех спектаклях которого я был «занят». Впрочем, это не то слово. Он создал свой удивительный мир, в котором мы все эти годы с 1982 года по 1999-й жили, творили, любили и уважали друг друга. И первым его спектаклем стал потрясший тогда всех «Вождь краснокожих» по О’Генри, где я играл Билла, жулика, которого замучил Джонни своими выходками. Шло время, а спектакль жил каждый раз новой жизнью. Менялись партнеры, «вожди», а я был все тем же Биллом, которого и любил и жалел зритель, а на сцене, избалованный донельзя мальчишка в конце концов понимал, что лучшего «отца» ему не найти, что любовь его к Биллу оказалась настолько сильной, что он готов поменять свою «капризную» жизнь на вечное скитание с этими двумя «жуликами» и особенно с Биллом. С этим спектаклем режиссера Г. Кития и многими другими, мы объездили и всю Грузию и города России и Украины. Нас заносило даже в Якутск и в Тюмень, откуда уже этот спектакль обрел российский адрес, и до сих пор заставляет удовольствие юным и не юным зрителям. Но жизнь продолжалась, несмотря на политические розни. И еще одним родным театром для меня стал Камерный драматический театр Госфилармонии на КМВ, где и продолжается моя творческая биография. Снова и снова примеряю маски разных персонажей: это и Луи Ламар – депутат французского парламента от оппозиции в спектакле «Пикантные тайны маленького Парижа» и Шмидт в недавно выпущенном спектакле «Невозможная встреча» и Король в детском спектакле «Кот в сапогах». А в планах театра – еще много постановок, которые, надеюсь, будут осуществлены с моим участием и я еще послужу и Театру. |
Познакомься с народом |
Напишите мне |